Мировой финансовый кризис заставил строительные организации урезать свои стратегические планы, а многих вообще свернуть бизнес (к слову, массовые увольнения работников строительных специальностей у всех на слуху). Застройщики сворачивают реализацию новых и замораживают существующие проекты – в конечном счете это заставит многих вообще уйти с рынка. И что же в такой критический момент для основополагающей отрасли экономики мы видим от родного, радеющего за благо народа государства? – КОНТРОЛЬНЫЙ В ГОЛОВУ - начало действия с 1 января 2009 года закона 148-ФЗ от 22.07.08. (о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ). Дело в том, что в соответствии с законом с 01.01.2009 прекращается выдача лицензий на строительную деятельность, а с 01.01.2010 ранее действовавшие лицензии прекращают свое действие вообще, и право строить получат только те организации, которые вошли в т.н. саморегулируемые организации СРО.
Какова цель этого, мягко говоря странного, нововведения никто внятно объяснить не может, а посему просто никто ничего не объясняет – более того власти санкционировали полную информационную блокаду данного вопроса. Огромное число людей, связанных со строительной отраслью, а в конечном счете и всех сограждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (не 90% ли населения России?), решено принять за безмолвное быдло, которое достаточно просто поставить перед фактом и вытрясти из карманов последние кровные. Поэтому ПРИЗЫВАЮ Вас вникнуть в суть и последствия введения этой системы в порядке возрастания их серьезности:
1. Чисто организационные трудности (цветочки)
Даже с учетом того, что существующая бюрократическая система приучила всех к бегу с препятствиями и пробиванию стен головой, почти нереально ожидать, что порядка 250 000 организаций (а сколько из них средних и мелких) переоформятся по новым правилам в течение 1 года. Еще бы пол беды переоформиться, но в какие СРО они должны вступать? Сейчас просто нет четких правил о том, как СРО должно оформить свою деятельность, какие требования могут быть предъявлены, как условие вступления и членства. С отменой строительных регламентов и СНиПов, чем дОлжно руководствоваться СРО при разработке стандартов профессиональной и предпринимательской деятельности строителей. И самое главное КТО ДОЛЖЕН решение этих вопросов проконтролировать?
+ несуразность №1 – каждое СРО для получения права на допуск к строительству должно иметь 100 членов. При этом есть регионы, где такого количества организаций вообще не наберется - после 01.01.2010 права строить там не будет иметь вообще никто? Что делать уже вступившим в СРО до того момента как наберется 100 членов?
+ несуразность №2 на строительном рынке масса компаний, которые одновременно занимаются и проектировкой, и строительством, и инженерными изысканиями. По новому закону для осуществления деятельности им придется вступать сразу в ТРИ СРО! А если одна СРО будет создана. А другая еще нет?
Нетрудно догадаться, что решение только организационных проблем приведет к А) увеличению стоимости квадратного метра жилья, Б) срывам сроков строительства.
Последствия: временные (продолжительные) неразбериха, хаос, ступор отрасли и банкротство многих строительных предприятий
2. Грабеж отрасли
Законом предусмотрена обязанность всех членов при вступлении в СРО внести в т.н. «компенсационный фонд» не менее 1 млн. рублей (это не верхний предел), а еще поборы на операционное и «абонентское» обслуживание, а еще право СРО взимать периодические членские взносы. Учитывая, что закон распространяется и на ремонтные организации (как правило некрупные) – чем они будут компенсировать ТАКИЕ издержки догадаться нетрудно.
Последствия: вытеснение с рынка огромного количества средних и мелких организаций и, как следствие, рост цен на все сопутствующие строительству работы. Ударит по карману населения, ведь квартиры сдаются как правило даже без черновой отделки и с неподключенными коммуникациями.
3. Коллективная безответственность
Законом вводится система круговой поруки строителей в виде названного «компенсационного фонда». Но с другой стороны в 100 млн. рублей сумма не серьезная при серьезном форс мажоре. А на покрытие убытков инвесторам (дольщикам) просто смехотворная. В конце концов правила о выплате таких компенсаций будет устанавливать сама СРО ( вы же сами согласились с ними, когда решили иметь дело с одной из строительных организаций из этой СРО). Кроме того, в существующем правовом вакууме, получить со СРО какие бы то ни было деньги будет еще сложнее, чем сейчас. В классической ситуации обманутых дольщиков противостоять им в судах будет уже консолидированная команда юристов монополий, вооруженных лазейками в дырявом как решето законе и большим финансовым и административным ресурсом.
Последствия: тотальная коллективная безответственность.
4. Узаконенные откаты
Идея закона – наступить на горло коррупционеров, злоупотребляющих полномочиями при выдаче лицензий.
Насчет того, что помешает функционерам СРО брать взятки, в условиях фактической легализации произвола по допуску на строительный рынок, даже и спрашивать как-то неудобно. Не говоря уже о том, что первыми ринулись создавать СРО как раз высшие чиновники, причастные к сфере строительства и выделения земель под застройку. Одним словом лучший способ ликвидировать коррупцию – это ее узаконить. Вполне в духе нашей лицемерной антикоррупционной кампании.
Последствия: полный беспредел с допуском к строительству, увеличение доли откатов в стоимости квадратного метра.
5. Монополизация строительного рынка
Совершенно очевидно, что СРО, предоставленная сама себе, неизбежно превратится в междусобойчик наиболее крупных организаций-членов, и станет фактически инструментом выдавливания (как минимум прижатия к ногтю) предприятий среднего и мелкого бизнеса. Поприветствуем старые добрые синдикаты времен дикого капитализма. Как следствие ценовые сговоры на рынке станут не только возможными, а просто естественными, как правила хорошего тона. В этой ситуации у антимонопольной служы полостью выбита почва из под ног.
Последствия: сокращение предприятий отрасли, увольнения, снижение темпов строительства, серьезный тормоз для смежных отраслей и всей экономики в целом, монополистические сговоры, рост стоимости недвижимости не привязанный ни к каким экономическим факторам.
6. Беспрецедентное падение качества строительства
В переходный период до принятия новых (взамен ГОСТов и СНИПов) стандартов качества строительства, а впоследствии в отсутствии государственного контроля за их соблюдением, будет построен фактически фундамент для техногенных катастроф лет на 10 вперед. Вспомним хотя бы Трансвааль, построенный в системе тотального гос. контроля, и помножим его на десять. И все это при том, что около 80% территории страны относится к зонам повышенной сейсмоопасности.
Последствия: тысячи погибших людей, наших сограждан, наших родственников, или нас с вами.
7. Кинутые дольщики
Но еще до всего этого коллапса и ужаса, последствия проявятся уже сразу после 01 января 2010 года. Дело в том, что те застройщики, которые не успеют вписаться в новую систему, не смогут (просто не будут иметь права по законодательству) достроить дома по принятым обязательствам со сроком исполнения после этого периода. С учетом того, что в последнее время народ активно заманивали в ипотеку, можно смело предсказать всплеск количества кинутых дольщиков, на которых при этом насядут банки (ведь выплата кредита к исполнения обязательств застройщиком не привязана). Положение по защите прав дольщиков осложнится еще и тем, что неисполнение застройщиком своих обязательств обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор), к которым названный закон несомненно относится. Юридическим последствием является освобождение от ответственности за неисполнение таких обязательств.
Последствия: крупный грабеж населения, относящегося к среднему классу, рост социальной и политической напряженности в стране.
Таким образом, переход строительства на негосударственное саморегулирование вообще, а сейчас особенно, является просто ОПАСНЫМ, и повлечет очередной виток обнищания как экономики в целом, так каждого из нас в отдельности.
Какова цель этого, мягко говоря странного, нововведения никто внятно объяснить не может, а посему просто никто ничего не объясняет – более того власти санкционировали полную информационную блокаду данного вопроса. Огромное число людей, связанных со строительной отраслью, а в конечном счете и всех сограждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (не 90% ли населения России?), решено принять за безмолвное быдло, которое достаточно просто поставить перед фактом и вытрясти из карманов последние кровные. Поэтому ПРИЗЫВАЮ Вас вникнуть в суть и последствия введения этой системы в порядке возрастания их серьезности:
1. Чисто организационные трудности (цветочки)
Даже с учетом того, что существующая бюрократическая система приучила всех к бегу с препятствиями и пробиванию стен головой, почти нереально ожидать, что порядка 250 000 организаций (а сколько из них средних и мелких) переоформятся по новым правилам в течение 1 года. Еще бы пол беды переоформиться, но в какие СРО они должны вступать? Сейчас просто нет четких правил о том, как СРО должно оформить свою деятельность, какие требования могут быть предъявлены, как условие вступления и членства. С отменой строительных регламентов и СНиПов, чем дОлжно руководствоваться СРО при разработке стандартов профессиональной и предпринимательской деятельности строителей. И самое главное КТО ДОЛЖЕН решение этих вопросов проконтролировать?
+ несуразность №1 – каждое СРО для получения права на допуск к строительству должно иметь 100 членов. При этом есть регионы, где такого количества организаций вообще не наберется - после 01.01.2010 права строить там не будет иметь вообще никто? Что делать уже вступившим в СРО до того момента как наберется 100 членов?
+ несуразность №2 на строительном рынке масса компаний, которые одновременно занимаются и проектировкой, и строительством, и инженерными изысканиями. По новому закону для осуществления деятельности им придется вступать сразу в ТРИ СРО! А если одна СРО будет создана. А другая еще нет?
Нетрудно догадаться, что решение только организационных проблем приведет к А) увеличению стоимости квадратного метра жилья, Б) срывам сроков строительства.
Последствия: временные (продолжительные) неразбериха, хаос, ступор отрасли и банкротство многих строительных предприятий
2. Грабеж отрасли
Законом предусмотрена обязанность всех членов при вступлении в СРО внести в т.н. «компенсационный фонд» не менее 1 млн. рублей (это не верхний предел), а еще поборы на операционное и «абонентское» обслуживание, а еще право СРО взимать периодические членские взносы. Учитывая, что закон распространяется и на ремонтные организации (как правило некрупные) – чем они будут компенсировать ТАКИЕ издержки догадаться нетрудно.
Последствия: вытеснение с рынка огромного количества средних и мелких организаций и, как следствие, рост цен на все сопутствующие строительству работы. Ударит по карману населения, ведь квартиры сдаются как правило даже без черновой отделки и с неподключенными коммуникациями.
3. Коллективная безответственность
Законом вводится система круговой поруки строителей в виде названного «компенсационного фонда». Но с другой стороны в 100 млн. рублей сумма не серьезная при серьезном форс мажоре. А на покрытие убытков инвесторам (дольщикам) просто смехотворная. В конце концов правила о выплате таких компенсаций будет устанавливать сама СРО ( вы же сами согласились с ними, когда решили иметь дело с одной из строительных организаций из этой СРО). Кроме того, в существующем правовом вакууме, получить со СРО какие бы то ни было деньги будет еще сложнее, чем сейчас. В классической ситуации обманутых дольщиков противостоять им в судах будет уже консолидированная команда юристов монополий, вооруженных лазейками в дырявом как решето законе и большим финансовым и административным ресурсом.
Последствия: тотальная коллективная безответственность.
4. Узаконенные откаты
Идея закона – наступить на горло коррупционеров, злоупотребляющих полномочиями при выдаче лицензий.
Насчет того, что помешает функционерам СРО брать взятки, в условиях фактической легализации произвола по допуску на строительный рынок, даже и спрашивать как-то неудобно. Не говоря уже о том, что первыми ринулись создавать СРО как раз высшие чиновники, причастные к сфере строительства и выделения земель под застройку. Одним словом лучший способ ликвидировать коррупцию – это ее узаконить. Вполне в духе нашей лицемерной антикоррупционной кампании.
Последствия: полный беспредел с допуском к строительству, увеличение доли откатов в стоимости квадратного метра.
5. Монополизация строительного рынка
Совершенно очевидно, что СРО, предоставленная сама себе, неизбежно превратится в междусобойчик наиболее крупных организаций-членов, и станет фактически инструментом выдавливания (как минимум прижатия к ногтю) предприятий среднего и мелкого бизнеса. Поприветствуем старые добрые синдикаты времен дикого капитализма. Как следствие ценовые сговоры на рынке станут не только возможными, а просто естественными, как правила хорошего тона. В этой ситуации у антимонопольной служы полостью выбита почва из под ног.
Последствия: сокращение предприятий отрасли, увольнения, снижение темпов строительства, серьезный тормоз для смежных отраслей и всей экономики в целом, монополистические сговоры, рост стоимости недвижимости не привязанный ни к каким экономическим факторам.
6. Беспрецедентное падение качества строительства
В переходный период до принятия новых (взамен ГОСТов и СНИПов) стандартов качества строительства, а впоследствии в отсутствии государственного контроля за их соблюдением, будет построен фактически фундамент для техногенных катастроф лет на 10 вперед. Вспомним хотя бы Трансвааль, построенный в системе тотального гос. контроля, и помножим его на десять. И все это при том, что около 80% территории страны относится к зонам повышенной сейсмоопасности.
Последствия: тысячи погибших людей, наших сограждан, наших родственников, или нас с вами.
7. Кинутые дольщики
Но еще до всего этого коллапса и ужаса, последствия проявятся уже сразу после 01 января 2010 года. Дело в том, что те застройщики, которые не успеют вписаться в новую систему, не смогут (просто не будут иметь права по законодательству) достроить дома по принятым обязательствам со сроком исполнения после этого периода. С учетом того, что в последнее время народ активно заманивали в ипотеку, можно смело предсказать всплеск количества кинутых дольщиков, на которых при этом насядут банки (ведь выплата кредита к исполнения обязательств застройщиком не привязана). Положение по защите прав дольщиков осложнится еще и тем, что неисполнение застройщиком своих обязательств обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор), к которым названный закон несомненно относится. Юридическим последствием является освобождение от ответственности за неисполнение таких обязательств.
Последствия: крупный грабеж населения, относящегося к среднему классу, рост социальной и политической напряженности в стране.
Таким образом, переход строительства на негосударственное саморегулирование вообще, а сейчас особенно, является просто ОПАСНЫМ, и повлечет очередной виток обнищания как экономики в целом, так каждого из нас в отдельности.