Энергоэффективность – это девиз нынешнего времени.
Очень скоро мы все проникнемся степенью важности именно этой темы. Само наше физическое выживание во многом будет обусловлено именно тем, на сколько мы все «проникнемся».
Запад в вопросах энергоэффективности намного нас опережает, - примерно на поколение. Но мы можем их если не догнать, то как минимум, приблизиться к их показателям.
Долгий и тернистый путь энергоэффективного строительства прошли уже многие страны. Учесть их опыт, изучить их ошибки, критически взглянуть на достижения – для этого предназначена данная подборка.
Материалов по энергоэффективному жилищному строительству уже достаточно много. Так же много и критических замечаний как к методам, так и к способам внедрения энергоэффективных мероприятий. В данной подборке я попытаюсь собрать их в одном месте – для удобства
1. Автор: Мастепанов А. М. 2. Название книги: Региональные и внешнеэкономические аспекты энергетической политики России. 3. Год издания: - М.: ВНИИОЭНГ, 1997 4. Количество страниц: 328
5. Краткая аннотация:
В целях формирования региональной и внешнеэкономической энергетической политики России, для эффективного использования богатейших топливно-энергетических ресурсов разработана методология регионализации энергетики с учетом развития и размещения производительных сил и особенностей территориальной структуры энергопотребления. Проанализированы внешнеэкономические и внешнеполитические аспекты энергетической политики и энергетической безопасности России. Рассмотрены особенности топливо- и энергоснабжения основных регионов страны.
«…
Введение
Становление Российской Федерации как самостоятельного государства в условиях одновременного перехода к рыночной экономике потребовало, кроме всего прочего, и разработки новой энергетической политики. Основная тому причина — Россия была, есть и будет одной из ведущих энергетических держав мира. Этому способствует не только огромный ресурсный потенциал, являющийся бесценным национальным достоянием России, хотя и он впечатляет: в ее недрах сосредоточено 45% мировых запасов природного газа, 23% угля, 14% урана, 13% нефти. Однако Россия вошла в число ведущих мировых энергетических держав прежде всего благодаря созданию в стране трудом многих поколений уникального производственного, научно-технического и кадрового потенциала топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Эффективное использование этого потенциала (и ресурсного, и научно-производственного, и кадрового) является хорошей основой подъема российской экономики и благосостояния народа. Но чтобы на этой "основе" выросло "здание", чтобы грамотно распорядиться таким потенциалом, обеспечить энергетическую безопасность России в период болезненной смены социально-экономических формаций и заложить основы долгосрочного стабильного энергообеспечения общества и энергетической независимости государства нужна научно обоснованная и общественно Воспринятая государственная долгосрочная энергетическая политика.
Формирование такой энергетической политики проходило в несколько этапов. На первом в 1992 г. была разработана "Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях", основные положения которой были одобрены на заседании Правительства Российской Федерации (протокол № 26 от 10.09.92 г.). В Концепции пожалуй впервые было обращено столь серьезное внимание на необходимость разработки региональных аспектов энергетической политики, хотя сами эти аспекты детально проработаны не были.
Следующий этап формирования энергетической политики страны — Энергетическая стратегия России, разработанная в 1993-1994 гг. Межведомственной комиссией во главе с Министром топлива и энергетики России Ю.К.Шафраником. К работе был привлечен большой коллектив ученых и специалистов из десятков ведущих научно-исследовательских институтов и организаций страны. Завершилась она подготовкой основных положений Энергетической стратегии России, одобренных вначале Комиссией Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам (07.12.94 г.), а затем и специальным постановлением Правительства (№ 1006 от 13.10.95 г.). В мае 1995 г. вышел Указ Президента Российской Федерации "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года" (№ 472 от 07.05.95 г.).
Этими документами были определены основные направления энергетической политики страны на перспективу, цели, приоритеты и механизмы ее реализации. Конкретные меры по осуществлению Энергетической стратегии России на текущее пятилетие были заложены в утвержденной постановлением Правительства страны Федеральной целевой программе "Топливо и энергия" (№ 263 от 06.03.96 г.). В целях ознакомления широкой общественности с проблемами энергетики и энергопотребления на базе обосновывающих материалов к Энергетической стратегии России летом 1995 г. была подготовлена и опубликована книга "Новая энергетическая политика России".
Однако энергетическая политика не есть нечто однократно заданное, не разовый директивный документ. Ее задачи и механизмы реализации это развивающийся процесс, это, как подчеркивается в книге "Новая энергетическая политика России", система мониторинга энергетической ситуации в стране и в мире, прогноза возможных экономических, ресурсных и спросовых тенденций, а главное, это формирование и непрерывное совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов, обеспечивающих надежное энергоснабжение и рациональное использование природных топливно-энергетических ресурсов как главного национального достояния России в интересах нынешнего и будущих поколений. Поэтому работа над формированием энергетической политики идет дальше, причем, как и в любой работе, здесь не исключены ошибки, не исключены неверные шаги.
Продолжающийся экономический кризис в стране, существенно более глубокий, чем представлялось даже в пессимистических вариантах (сценариях) Концепции энергетической политики и Энергетической стратегии России, сохраняющаяся социально-экономическая и политическая нестабильность в обществе требуют постоянного мониторинга и соответствующего уточнения энергетической политики, прогнозов развития энергетической сферы. Подобная работа фактически началась летом 1996 г. разработкой специалистами Минтопэнерго России Прогноза социально-экономического развития ТЭК страны на 1996-2005 гг. В декабре 1996 г. — начале января 1997 г. группой специалистов Российской Академии наук и Министерства топлива и энергетики Российской Федерации были подготовлены обосновывающие материалы к позиции министерства по проектам прогнозов социально-экономического развития страны на период до 2000— 2005 гг. В этих материалах были даны предложения по дальнейшему развитию курса рыночных преобразований, преодолению кризиса неплатежей, улучшению управления государственной собственностью, совершенствованию регулирования естественных монополий и другим мерам, относящимся к корректировке всей существующей макроэкономической политики, от которой в значительной мере зависит успешность реализации и энергетической стратегии России.
Многие из этих предложений уже реализованы, над другими работа продолжается. Одним из важнейших отличий Энергетической стратегии от разрабатываемых ранее энергетических программ и концепций стала детальная разработка региональных и внешнеэкономических аспектов. По сути, в Стратегии были сформулированы основные положения и принципы региональной энергетической политики, которая уже воплощается в жизнь в повседневной работе Минтопэнерго России, основные принципы взаимоотношений с зарубежными партнерами и основные направления сотрудничества России в энергетической сфере с другими государствами. Здесь же впервые был выдвинут тезис о том, что энергетический фактор входит в число элементов, на которые опирается российская дипломатия в стремлении усилить реальное участие России в мировых делах, а также упомянуто само понятие "энергетическая дипломатия". Подобное внимание к этим проблемам вполне естественно, ибо в специфических условиях пореформенной России важнейшими составляющими энергетической политики (и, соответственно, приоритетами Энергетической стратегии) как раз и выступают региональная энергетическая политика, внешнеэкономическое сотрудничество и энергетическая дипломатия.
Региональная энергетическая политика как экономическая категория в значительной мере сформировалась лишь в последние годы. Советскому Союзу — фактически унитарному государству с централизованным управлением — такая энергетическая политика не требовалась. Напротив, России, как федеративному государству, с ее огромными пространствами и значительным разнообразием природно-климатических и экономических (особенно макроэкономических) условий, исторических и социальных традиций без разработки и реализации региональной политики просто не выжить. Разные условия, разные структуры производства и потребления энергоресурсов — соответственно должны быть и разные подходы, цели и формы реализации энергетической политики.
О роли внешнеэкономического фактора в энергетике говорит и то, что экспорт энергоресурсов составляет около половины всего экспорта России, а на внешние рынки направляется больше трети всех добытых и произведенных в стране энергоносителей. Именно в результате этого поддерживается производственный потенциал в самом ТЭК, обеспечивается меньший, чем по промышленности в целом, спад производства. Именно это дает возможность ТЭК в течение почти всего переходного периода оставаться донором для экономики России, поставляя бесплатно (по причине неплатежей) в другие сектора национального хозяйства свою продукцию на сотни и сотни миллионов долларов ежегодно.
Создание условий для максимально эффективной реализации экспортных возможностей российского ТЭК, внешнеполитическое обеспечение энергетической безопасности страны, восстановление и укрепление экономических позиций России в ряде регионов за ее пределами невозможно без активной дипломатической деятельности, без энергетической дипломатии.
Анализ всех этих аспектов энергетической политики — региональных, внешнеэкономических и внешнеполитических, — а также прогноз энергетической ситуации в России и ее регионах, включая экономические и политические проблемы внешних связей ТЭК России, и являются целью настоящей публикации.
В соответствии с этой целью содержание работы разбито на три самостоятельных, но взаимосвязанных части. Первая из них (главы 1...3) посвящена общим проблемам современной государственной, в том числе и региональной энергетической политики. В силу того, что ряд вопросов формирования энергетической политики России в последние годы был достаточно широко освещен в печати (в том числе и усилиями автора), в этой книге они рассматриваются несколько фрагментарно (глава 1). В то же время полностью обойти их также представляется невозможным, поскольку они являются одновременно и фоном, и рамочными условиями и реализации региональной энергетической политики, и развития внешнеэкономических связей, и внешнеполитического обеспечения энергетической стратегии и безопасности России. Основное внимание в этой части книги уделено региональной энергетической политике — по сути новому самостоятельному направлению и научных исследований, и государственной политики в целом (главы 2 и 3). Рассматривая реализацию региональной энергетической политики как многоуровневую междисциплинарную задачу, требующую системного решения, автор отмечает, что достижение поставленных целей осуществляется в регионах посредством тех же механизмов, что и на федеральном уровне. Кроме того, и там и здесь необходимо решать и макроэкономические проблемы, и специфические вопросы, присущие только сфере производства и потребления энергоресурсов. Именно поэтому важнейшим условием эффективной региональной энергетической политики является законодательное разграничение экономической и политической компетенции между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации. Основным средством реализации такой политики стали региональные энергетические программы. Методы и инструментарий их разработки, примерная структура, способы и механизмы достижения поставленных целей, мониторинг выполнения и методика диагностики влияния энергетического фактора на экономическую безопасность субъектов Российской Федерации все эти вопросы также рассматриваются в первой части книги.
Вторая часть (главы 4-... 5) посвящена особенностям формирования территориальной структуры энергопотребления Российской Федерации, а также топливо- и энергообеспечению основных регионов с учетом их роли во внешних энергетических связях России*, как это видится сегодня из центра страны. При этом автор стремился максимально учесть материалы и точку зрения на эти проблемы органов власти, специалистов-энергетиков, научных и общественных организаций субъектов Федерации. Автор и издательство будут признательны за замечания и предложения по всей книге, но более всего именно по этому разделу, в котором по существу впервые в отечественной литературе излагаются конкретные проблемы региональной политики в энергетике в условиях перехода к рынку. В разделе приведен большой цифровой материал, в том числе прогнозные данные по развитию энергетики регионов. Ситуация здесь весьма подвижна и во многом будет зависеть от сочетания в будущем большого числа факторов, воздействующих на перспективные количественные показатели энергопотребления и энергообеспечения. Поэтому приведенные в разделе прогнозные материалы нельзя абсолютизировать, их следует рассматривать только как иллюстрацию наиболее вероятных будущих тенденций.
Третья часть (главы 6-7) посвящена внешнеэкономическим аспектам государственной энергетической политики и проблемам внешнеполитического обеспечения Энергетической стратегии и безопасности России. Здесь особое внимание обращено на такое новое и еще недостаточно изученное, но имеющее для нашей страны огромное государственное значение явление, как формирование и реализация энергетической дипломатии**. Действительно, масштабы и эффективность экспортно-импортных операций в сфере ТЭК, которые, по крайней мере сегодня, в значительной степени определяют благополучие страны, во многом зависят от общей внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации, от успехов (или просчетов) российской энергетической дипломатии. В разделе сформулированы также важнейшие принципы, на которых должны базироваться внешнеэкономические связи России в энергетической сфере и научные основы долгосрочного планирования и прогнозирования экспорта энергоресурсов, проанализированы основные факторы, определяющие перспективные поставки энергоносителей и возможные масштабы внешнеэкономического сотрудничества.
Автор и издательство надеются, что предлагаемая книга будет полезна широкому кругу читателей: специалистам по управлению энергетикой и ее отраслями, в том числе в субъектах федерации; лицам, занимающимся внешними связями России и ее регионов; наконец, всем, кто интересуется уникальной российской энергетикой и ее будущим.
…»
Книга приводится в открытом доступе впервые. Сырые сканы предоставлены для обработки tgv.khstu.ru
[/COLOR]
6. Название и формат исходного файла: региональные и внешнеполитические аспекты энергетической политики России (мостепанов).djvu
7. Название, формат и размер файла(-ов) для пересылки : региональные и внешнеполитические аспекты энергетической политики России (мостепанов).part1.rar - 0.97 Mb региональные и внешнеполитические аспекты энергетической политики России (мостепанов).part2.rar - 0.97 Mb региональные и внешнеполитические аспекты энергетической политики России (мостепанов).part3.rar - 0.97 Mb
8. Порядок работы по загрузке книги: - Скачать все файлы на собственный компьютер. - Разместить все файлы в одном каталоге (директории) - При помощи программы WinRAR (или анлогичной) разархивировать файлы - В итоге получится файл: региональные и внешнеполитические аспекты энергетической политики России (мостепанов).djvu который уже можно запустить для просмотра (двойной щелчёк левой кнопкой мыши)
Внимание:
Если файл с расширением *.djvu не запускается, значит у Вас не установлен плагин для просмотра этого формата. Развернутая информация по этому вопросу расположена по адресу: http://allbeton.ru/forum/topic8074.html
Если Вы не знаете что такое программа WinRAR, или её у Вас нет по адресу http://www.rarlab.com/download.htm можно скачать бесплатную Trial версию этой программы
1. Автор:
2. Название книги: Повышение эффективности использования энергии в жилищном секторе Дании. 3. Год издания: - М. Российско-Датский институт энергоэффективности: 1999 г. 4. Количество страниц: 162
5. Краткая аннотация:
Предисловие
Начиная с периода энергетического кризиса в 1970-х годах, Дания проводит огромную работу по внедрению энергоэффективности и в жилищном секторе, и в промышленности. Первый энергетиче- ский план Дании был опубликован в 1976 г. Основные цели этого плана заключались в усилении гарантированности энергоснабжения путем соз- дания очень гибкой и разнообразной энергетической системы, в стимули- ровании энергоэффективности и в организации научно-технического раз- вития на основе государственной поддержки. С тех пор был разработан ряд планов для соответствия изменяющий ся требованиям общества. За последние 25 лет были осуществлены интен- сивные исследовательские программы. Полученные результаты были ис- пользованы в датской промышленности, консультантами, плановиками и политиками, при разработке технологий, стандартов, методов, законода- тельства, при составлении схем по энергоаудиту, схем финансовой под- держки и во время проведения интенсивных информационных кампаний среди населения. Были достигнуты выдающиеся и, несомненно, полезные результаты. Не- смотря на значительный рост национального валового продукта, Дания, начиная с 1970-х гг., имеет наилучшие показатели в снижении энергопо- требления среди стран, входящих в Организацию Экономического Со- трудничества и Развития (ОЭСР). В течение этих лет произошел естественный рост производства оборудо- вания, отвечающего требованиям энергоэффективности, предъявляемым датским обществом. Разрабатывается и проходит испытания разнообраз- ная продукция с высоким уровнем энергоэффективности. Например, почти во всех системах централизованного теплоснабжения Дании и во многих странах Западной Европы находят широкое применение высокоэффектив- ные насосы и трубы с предварительной изоляцией. Оборудование для производства энергии, такое как котлы, тепловые насосы и др., также со- ответствует требованиям энергоэффективности. В текущем году, напри- мер. датские системы тепловых насосов были признаны лучшими среди многочисленных подобных систем в странах Западной Европы. Энерго- \ правля.ющее оборудование, теплоизоляционные материалы, окна и др. - все это отвечает высоким требованиям датских стандартов по энергоэф- фективности. Дания играет активную роль в международном сотрудничестве и усилиях, направленных на снижение вредного влияния производства и использова- ния энергии на окружающую среду. Датское Министерство окружающей среды и энергетики разрабатывает и внедряет меры по обеспечению зна- чительного снижения энергопотребления и, соответственно, вредных вы- бросов. Данная публикация на основе датского опыта дает обзор различных аспек- тов технологии, организационных и управляющих систем в области энер- гоэффективпостн. Мы уверены, что люди, работающие в городских адми- нистрациях, жилищно-коммунальном секторе, на государственных и част- ных промышленных предприятиях, найдут эту книгу полезной для себя, что в свою очередь поможет усилению все возрастающей роли энергоэф- фективност и в России и сотрудничеству между Данией и Россией.
Датское Энергетическое Агенство
СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение 6 1. Дания. Общая характеристика 13 Общие сведения, население и природные ресурсы 13 Политическое устройство и экономика 16 Потребление энергии я энергоемкость 24 2. Государственное управление энергетикой и энергоиспольчованием в Дании 28 Субъекты и объекты управления в энергетике 28 Законотворческая и нормотворческая деятельность. 33
Общие аспекты 3.3 Законотворческая и нормотворческая деятельность. "План действий" 36 Теплоснабжение 38 Нетрадиционные источники энергии 46 Непосредственное управление потреблением энергии 48 Научные исследования, проекты и разработки 50 2.3. Цены и тарифы 51 3. Система консалтинговых услуг 59 Задачи и содержание системы консалтинговых услуг 5') Консалтинговые схемы, направленные на рационализацию 64 использования энергии Консалтинговая схема по системам теплопотребления 71 Консалтинговая схема по энергетическому менеджменту для зданий и жилых домов, находящихся в государственной собственности 72 Консалтинговая схема энергетического классифицирования 73 4. Успехи Дании в повышении энергоэффективности 74 Общие показатели 74 Сдвиги в структуре первичных энергетических ресурсов 76 Электростанции, включая ТЭЦ, и потребление электроэнергии 81 4.3.1. Общие данные по электростанциям 81 ТЭЦ 86 Электрические сети 87 4 3 4. Электропотребление и использование электроэнергии 89 4.4. Системы централизованного теплоснабжения и теплопотребления
4.4.1. Некоторые общие данные 89 Развитие систем ЦТ 89 Тепловые сети 94 Потребительские установки в системах ЦТ 99 4 5. Использование нетрадиционных источников энергии 100 5. Возможности и пути повышения эффективности использования энергии в жилищно-коммунальном хозяйстве 109 5 1. Общие замечания
Дополнительные данные по управлению энергосбережением 109 Основные направления сбережения электроэнергии в жилищно коммунальном хозяйстве 112 5.2. Мероприятия по теплоизоляции 112 Значение теплоизоляции Теплоизоляция наружных стен. 116 5.2.3. Теплоизоляция окон 122 5.2.4. Заделка швов 5.3. Потребительские установки централизованного теплоснабжения 126 126 Общая характеристика установок Непосредственное подключение 128 Косвенное подключение Подача горячей воды Другие способы усовершенствования потребительских установок 132 5.4. Измерение потребления тепла в системе ЦТ Вместо заключения Список литературы Приложение 1 137 Приложение 2 146 Приложение 3 153 Приложение 4 160
Книга приводится в открытом доступе впервые. Сырые сканы предоставлены для обработки tgv.khstu.ru
[/COLOR]
6. Название и формат исходного файла: повышение эффективности использования энергии в жилищном секторе дании.djvu
7. Название, формат и размер файла(-ов) для пересылки : повышение эффективности использования энергии в жилищном секторе дании.rar - 0.51 Mb
8. Порядок работы по загрузке книги: - Скачать все файлы на собственный компьютер. - Разместить все файлы в одном каталоге (директории) - При помощи программы WinRAR (или анлогичной) разархивировать файлы - В итоге получится файл: в повышение эффективности использования энергии в жилищном секторе дании.djvu который уже можно запустить для просмотра (двойной щелчёк левой кнопкой мыши)
Внимание:
Если файл с расширением *.djvu не запускается, значит у Вас не установлен плагин для просмотра этого формата. Развернутая информация по этому вопросу расположена по адресу: http://allbeton.ru/forum/topic8074.html
Если Вы не знаете что такое программа WinRAR, или её у Вас нет по адресу http://www.rarlab.com/download.htm можно скачать бесплатную Trial версию этой программы